Наверх

Ленинградцы отмечают юбилей "Артерии жизни"

Дата публикации: 19 Июня 2017 Распечатать

19 июня 2017 года исполняется 75 лет со дня завершения строительства уникального топливопровода по дну Ладожского озера в блокадный Ленинград.

 

"Артерия Жизни" - историческая справка

25 апреля 1942 года Государственный Комитет Обороны (ГКО) принял постановление, по которому через Ладогу в течение 50 дней должен быть протянут трубопровод, который должен был обеспечить топливом блокадный Ленинград, Балтийский флот и войска Ленинградского фронта. 19 июня 1942 года правительственная комиссия подписала акт приемки бензопровода в эксплуатацию.

Трубопровод начинался от косы Кареджи на восточном берегу Ладожского озера, где на железнодорожной станции Коса была оборудована эстакада на 12 цистерн, основные и резервные насосные установки производительностью по 45 м3  топлива в час каждая и передвижные электростанции. Резервуарный парк склада горючего состоял из  вертикальных емкостей общей емкостью 1285 м3 .

 Заканчивался трубопровод на станции Борисова Грива на западном берегу озера, где были построены пункт налива горючего в автоцистерны, а возле самой станции - склад на 800 м3, насосная установка и наливная эстакада на десять железнодорожных цистерн.

Строительство 35 км трубопровода, из которых 27 км – по дну Ладоги на глубинах от 5 до 12 м, шло ночью, в обстановке абсолютной секретности. В работах принимали участие до тысячи человек. Ежесуточно по продуктопроводу поступало примерно 400 т горючего. К ноябрю 1943 года было прокачено 50 000 тонн топлива.

"Артерия Жизни" - технология строительства

При прокладке подводной части топливной артерии большая часть нагрузки приходилась на военных водолазов, которые входили в Экспедицию подводных работ особого назначения (ЭПРОН). Основная площадка по созданию трубопровода «объекта ОС-6» разместилась на восточном берегу, около деревни Кокорево. Там в землянках жили рабочие. Под пологом леса, в укрытии они сваривали стальные трубы, доставленные  с «Ижорского завода». Из 5 – 7 метровых труб получали 200-метровые соединения, которые испытывали водой и керосином, проверяя нет ли течей. Из этих отрезков на берегу, в темное время суток, составляли 1 – 1,5 километровые плети. Диаметр трубопровода был 10,1 сантиметр.  С помощью понтонов и катеров их заводили в озеро, там постепенно состыковывали друг с другом и укладывали на дно. Несмотря на то, что трубопровод быстро заносило илом, подводники дополнительно закрепляли его на грунте. Чугунные 50-килограммовые грузы устанавливались через каждые 50 м при глубинах до 4 м и через 100 м - на большей глубине. Контрольное водолазное обследование накануне испытаний показало, что бензопровод расположился на дне без провисаний с естественным радиусом изгиба в местах поворота трассы.

 

http://lenoblinform.ru/