Наверх

Трубопровод федерального значения

Дата публикации: 12 Декабря 2017 Распечатать

Генеральный директор ООО "Транснефть–Балтика" Юрий Богатенков рассказал в интервью "Деловому Петербургу" о реализации проекта "Север", который позволит увеличить экспортные потоки дизельного топлива через порт Приморск, о возможностях роста прокачки нефти в направлении порта Усть–Луга и повышении энергоэффективности работы компании.

Какие инвестиционные проекты в настоящее время реализует ООО "Транснефть–Балтика"? Какие задачи должны быть решены после их завершения?

— Основным для нашего предприятия на данный момент является инвестиционный проект по развитию системы магистральных нефтепродуктопроводов "Север" для увеличения экспортных поставок нефтепродуктов в направлении порта Приморск в Ленинградской области. Проект разбит на два крупных этапа.

В рамках первого этапа мы в 2016 году реализовали проект "Север–15", что позволило увеличить объем поставок нефтепродуктов через порт в Приморске до 15 млн т в год, а реализация этапа "Север–25" окончательно будет завершена ПАО "Транснефть" в 2017 году. В результате после завершения проекта "Север" будет возможно транспортировать до 25 млн т нефтепродуктов в год в направлении Приморского порта для отправки танкерами на экспорт.

Какой объем средств инвестирует компания в развитие?

— Объем капитальных вложений ООО "Транснефть–Балтика" в 2016 году составил 11,9 млрд рублей. В том числе из них на реализацию инвестиционной программы было потрачено 5,7 млрд рублей.

Почему возникла необходимость в создании дополнительных мощностей для транспортировки дизельного топлива в Приморск?

— В последние годы российские предприятия значительно увеличили глубину переработки нефти, повысили качество производимого топлива. Поэтому основная цель инвестиционного проекта "Север" — обеспечить возможность увеличения поставок нефтепродуктов на экспорт через порты Балтийского моря. В частности, это должно происходить за счет перенаправления перевалки нефтепродуктов из зарубежных портов в российские порты в рамках выполнения поручений президента Российской Федерации.

Если вопросы экспорта решаются за счет строительства нефтепродуктопроводов в направлении портов, то существуют ли на сегодняшний день планы по обеспечению топливом внутреннего рынка?

— Для того чтобы обеспечить поставки дизельного топлива стандарта "Евро–5" потребителям на внутренний рынок, мы планируем в IV квартале 2018 года запустить в работу современный пункт автоналива на линейной производственно–диспетчерской станции (ЛПДС) "Невская" в Ленинградской области и начать осуществлять отпуск дизельного топлива в автоцистерны. Развивая внутреннюю сеть по реализации топлива мелкооптовыми партиями, мы расширяем взаимодействие с нефтяными компаниями и способствуем активизации биржевой торговли.

Какие объекты были реконструированы или построены за последнее время?

— В рамках реализации инвестиционного проекта "Север" построены и введены в эксплуатацию две новые продуктоперекачивающие станции — в Ярославле и поселке Быково, а также подпорная насосная станция на головной перекачивающей станции (ГПС) в Киришах.

В настоящий момент проводится реконструкция головной перекачивающей станции ГПС "Ярославль", а также линейных производственно–диспетчерских станций ЛДПС "Правдино" (НПП), ЛПДС "Быково" (НПП), ЛПДС "Песь" (НПП), ГПС "Кириши" и ППС "Невская".

Были выполнены работы по замене технологического оборудования узлов фильтров–грязеуловителей, регуляторов давления, проведена замена роторов магистральных насосов, замена емкостей сбора утечек и дренажа, замена низконадежных электроприводов, установленных на линейной части магистральных нефтепродуктопроводов и технологических трубопроводах.

Завершены работы по замене кабельной продукции, монтажу оборудования автоматизированной системы технического учета электроэнергии и микропроцессорной системы автоматики.

Ведется доработка очистных сооружений реконструируемых станций. Введена в строй система измерения количества и параметров качества нефти на ГПС "Ярославль".

Общая протяженность нефтепродуктопроводов проекта "Север" составит в итоге 1728 км.

На сколько после завершения проекта "Север" вырастет объем экспорта нефтепродуктов через порт Приморск? Когда планируется выход на плановые показатели?

— Плановый объем транспортировки по нефтепродуктопроводам в направлении порта Приморск по завершении работ по проекту "Север", то есть начиная с первого полугодия 2018 года, составит 25 млн т дизельного топлива в год.

Второй порт в Ленинградской области, через который отправляется нефть на экспорт, — это Усть–Луга. Каковы объемы отгрузки нефти в 2016 году и план на 2017 год? Не планируется ли каких–то мероприятий по увеличению мощности БТС–2?

— Фактическая отгрузка в порту Усть–Луга по результатам 2016 года составила 22,6 млн т нефти. План отгрузки на 2017 год — 30 млн т, что соответствует пропускной способности БТС–2. Отмечу, что в случае необходимости при вводе противотурбулентной присадки существует возможность прокачивать в данном направлении до 36 млн т в год.

Какими мощностями на сегодняшний день располагает ООО "Транснефть–Балтика", что находится в вашем ведении?

— На сегодняшний момент предприятие эксплуатирует 87 резервуаров для нефти и нефтепродуктов, а также 5466 км магистральных трубопроводов от Ярославля до порта Приморск, от Брянской области до порта Усть–Луга. Наши трубопроводы проходят по Ярославской, Тверской, Новгородской, Псковской, Брянской, Смоленской и Ленинградской областям.

С 1 апреля 2016 года в зону ответственности ООО "Транснефть–Балтика" вошли филиалы "Нефтебаза Усть–Луга" и Новгородское РНУ (районное нефтепроводное управление). Теперь у предприятия пять филиалов, к которым относятся также Ярославское РНУ, Ленинградское РНУ и база производственно–технического обслуживания и комплектации оборудования (БПТО и КО).

Также ООО "Транснефть–Балтика" эксплуатирует 26 перекачивающих станций, в том числе: 18 станций — по транспортировке нефти, восемь станций — по транспортировке нефтепродуктов. В компании на данный момент работает более 5 тыс. человек.

Как развивается процесс повышения энергоэффективности в сфере транспортировки нефтепродуктов и нефти?

— Мы подвели итоги реализации программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности по ООО "Транснефть–Балтика" в 2016 году и за 8 месяцев 2017 года. В результате проведенных мероприятий за прошлый год предприятию удалось сэкономить энергоресурсов в финансовом выражении на общую сумму 36 млн рублей.

В 2017 году в рамках оптимизации технологических процессов транспортировки нефти и нефтепродуктов фактическая экономия электроэнергии составила около 10657 тыс. кВт·ч.

Среди перспективных энергоэффективных технологий, внедренных ООО "Транснефть–Балтика", можно назвать оптимизацию технологических режимов перекачки нефти. Применение современного программного комплекса с актуальной математической моделью при планировании транспортировки нефти позволяет выбрать наиболее оптимальный режим работы магистрального трубопровода. Повышению эффективности работы магистральных нефтепроводов способствует также регулярная очистка внутренней поверхности трубопроводов.

2017 год объявлен в России Годом экологии. Какие экологические мероприятия, приуроченные к этому, проводились компанией в регионе?

— В рамках Года экологии мы провели аудит системы экологического менеджмента компании экспертной аудиторской организацией с международным статусом.

Также прошли открытые уроки в школах, посвященные охране окружающей среды и сохранению природных ресурсов, экологические акции по озеленению и благоустройству парков и социальных объектов, субботники.

Особое внимание компания уделяет мероприятиям по искусственному воспроизводству водных биоресурсов в реках и озерах, расположенных в зоне прохождения магистральных трубопроводов, а также по выявлению и защите в охранных зонах магистральных трубопроводов растений, занесенных в Красную книгу.

Биография

Юрий Богатенков

Окончил Уфимский нефтяной институт по специальности "проектирование и эксплуатация газонефтепроводов, газохранилищ и нефтебаз".

В 1980 г. был распределен в управление Западной и Северо–Западной Сибири (ныне АО "Транснефть–Сибирь").

В сентябре 2000 г. был назначен на должность главного инженера, а в апреле 2008 г. возглавил АО "Транснефть–Сибирь" (в то время — ОАО "Сибнефтепровод").

В настоящее время занимает должность генерального директора ООО "Транснефть–Балтика".

Справка

"Транснефть – Балтика"

Является дочерним обществом ПАО "Транснефть".

Учреждено 13 сентября 2000 г. с целью строительства и дальнейшей эксплуатации существующих магистральных нефтепроводов Балтийской трубопроводной системы.

Центральный офис находится в Санкт–Петербурге.

Включает пять филиалов: Новгородское, Ярославское и Ленинградское районные нефтепроводные управления, нефтебазу "Усть–Луга", базу производственно–технического обслуживания и комплектации оборудования.

«Деловой Петербург»